Основные сведения об образовательной организацииНаши группыМладшая группа № 1 "Ладушки" › Индивидуальные и возрастные особенности  развития детей 3 - 4 лет, имеющих нарушения зрения                      

Индивидуальные и возрастные особенности  развития детей 3 - 4 лет, имеющих нарушения зрения                      

Безопасность. Формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности, отличающие этот процесс от аналогичного у сверстников с сохранным зрением. В силу зрительных нарушений уделяется огромное значение формированию и развитию навыков ориентировки в пространстве, дети учатся определять местоположение предметов по памяти, на ощупь.
Восприятие. Формирующиеся у детей зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников.
Внимание. Развитие внимания состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, увеличении объема внимания.
Память. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания.
Речь. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения.
Мыслительные процессы. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка.
Особенности физического развития детей с нарушением зрения. Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве. Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение. Голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из – за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе. При этом теряется направление. Самообслуживание. В процессах самообслуживания не все дети с нарушением зрения имеют устойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны педагогов и родителей.
Музыкальное развитие. Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, вызывает определённые трудности при выполнении музыкально – ритмических упражнений. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки: это скованность движений, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.
Особенности взаимодействия и общения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на всех видах познавательной деятельности, на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка и осложняет его интеграцию в общество нормально видящих сверстников. Предпосылкой становления личности ребенка является общение. Недостаточная информация о состоянии партнера по общению у детей с нарушением зрения ограничивает возможность контролировать свое поведение.