Не делайте!

1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить комнату в порядок.
6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не делай так! Переделай это".
7. Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше скажите просто: "Она синяя".
8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестает обращать внимание на Вас.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех ваших чувств ("мама устала");
абстрактных рассуждений и объяснений.
12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
13. Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.