Педагоги › Дубских Елена Леонидовна

Дубских Елена Леонидовна

Эссе «Моя педагогическая философия»

Приходит время, и перед выпускником школы встает вопрос: куда пойти учиться дальше? Счастлив тот, кто выбрал свой путь до окончания выпускных экзаменов. А если нет? Помаявшись в выборе различных вариантов, бывший школьник, махнув рукой, поступает в педагогический. Постигнув «науку воспитания и обучения», становится дипломированным специалистом. Приходите школу или в детский сад к детям. И вот тут-то выясняется, что запаса знаний, каким бы основательным он ни был, катастрофически не хватает. Вроде бы все по методикам делает, а ребята не принимают. В чем дело? Видимо, должно быть еще что-то, потому что педагогика - одна из редких областей человеческой деятельности, когда на одних книжных знаниях далеко «не уедешь». Проще, на мой взгляд, ну, например, банковскому служащему или бухгалтеру: выучил все, что необходимо, и пожалуйста - применяй на практике.

А педагогу этого мало. Тут талант нужен. Не стать певцом, коль не дарован тебе особый голос, не бывает музыкантов без слуха, артистом тоже не каждому дано быть. Так и в определенный момент звезды должны каким-то особенным образом сойтись, чтоб на свет появился настоящий педагог, Педагог с большой буквы, потому что слишком многим должен он обладать. А так как это небесное явление происходит нечасто, то и Педагогов рождается не так уж много. С преподавателями ситуация лучше, хотя и тут есть некий дефицит. А вот педагогов... Педагог-это особый склад ума, сочетание особенных свойств характера. Педагог-это внутреннее состояние, состояние души. Педагог- это образ жизни. Перестать быть педагогом невозможно.

Вот закончен рабочий день, ты закрываешь дверь класса или детсадовской группы и возвращаешься домой. А вокруг люди - взрослые и дети. Невольно прислушиваешься к их разговорам, не можешь не замечать отношений между ними, и все подвергаешь анализу, даешь оценку, произносишь внутренний монолог. Заинтересованный, неравнодушный.

Поэтому порой становится невозможно сдержаться, и ты вмешиваешься. Просто не можешь иначе. А потом мысленно возвращаешься к «своим» детям и их родителям: как помочь им понять собственных детей, научиться разрешать возникающие в их взрослой жизни конфликты, не вовлекая в них своих сыночков и дочек, не омрачая их безмятежный покой и радость детства?

Педагог - хронически больной человек. Болезнь его неизлечима. На первый взгляд - нелепое и странное утверждение. И, тем не менее, если вдуматься, очень верное. Но не нога или рука являются источником боли (хотя и они могут в результате заболеть). Непреходяща боль души. За судьбы всех детей, независимо от степени родства и национальной принадлежности, ибо для Педагога разделения на «своих» и «чужих» детей нет. Боль и тревога за судьбу своей страны, да и не только своей. Политики и военные, вершители государственных дел - это ведь бывшие дети. Что мы, педагоги, смогли в свое время сделать, чтобы, став взрослыми, наши мальчики и девочки с уважением относились бы к своему народу, к своей стране, почитали за наивысшее благо сохранение мира, а величайшей ценностью - человеческую жизнь? Какими бы яркими ни были достижения воспитанников, не отступает назойливая и свербящая боль и тревога: а как у них все дальше сложится, сумеют ли они быть достойными в других своих поступках и проявлениях? Педагог изначально активен. Ни одно общественное событие не обходится без его непосредственного участия. Кроме того, он сам является инициатором многих начинаний.

Вокруг столько несправедливости, злобы и равнодушия! Ну почему люди, уж тысячи лет как овладевшие речью, до сих пор не научились выяснять отношения при помощи второй сигнальной системы?! Почему в нас так живо желание ударить, причинить физическую боль? Ах, как трудно вносить какие-то коррективы в сложившиеся стереотипы, каленым железом выжженные в нашей генетической памяти! Но, пока этого не произойдет, пока мы не «перепишем», будут возникать драки, насилие и войны, и у вроде бы вполне миролюбивого человека будет возникать тайное желание: «Ох, как дал бы я тебе!».

И пусть эти рассуждения кажутся в нынешнее время риторическими, мне почему-то верится, что когда-нибудь человечество все же «дорастет» до высокого уровня настоящих, «человеческих» отношений. Педагоги, как и все нормальные люди, против насилия. Они первыми давно уже забили тревогу по поводу заполонившей телевизионные программы демонстрации агрессии, выстрелов и крови. Ни один фильм на нашем популярном экране не обходится без откровенных сексуальных сцен, подавляющее большинство положительных героев, с которых хочется брать пример, непременно курят и пьют. Правда, традиционная водочка теперь все чаще заменяется дорогим коньяком.

Педагог - это вера. Без нее жизнь педагога, его деятельность стала бы невозможной. Вера в то хорошее, что должно быть в ученике, даже если оно пока еще и не проявилось. Но оно есть! Надо просто чуть-чуть помочь. А как? Эту задачу каждый педагог решает по-своему.

Педагог - неизбежный оптимист. Какие бы трудные жизненные ситуации не складывались, педагог не имеет права унывать. Ведь он - впереди идущий. Надо просто немножко подумать, и выход обязательно найдется! Просто, просто.... Ох, как все не просто!

Педагог - артист! Сколько ролей ему приходится играть! Скучная, формальная передача знаний и умений в его преподавательской деятельности не «зажжет» интереса в ученике или воспитаннике. По этому поводу вспоминается спектакль «Игра воображения», поставленный пару лет назад в Ирбитском драматическом театре им. А.Н.Островского. Экскурсоводу (роль исполняла Галина Николаевна Александрова) однажды стало ужасающе скучно изо дня в день произносить перед зевающими посетителями музея один и тот же текст. И тогда она «расцвечивает» свои рассказы яркими красками, превращая их в действо, в театр. История событий и героев предстает живо и увлекательно. Вот он, творческий подход к своему делу.

Бывают дни, когда на душе «скребут кошки», или одолевает усталость, или «вышибает из седла» какая-то неприятность. Только детские глаза этого увидеть не должны. И поэтому срочно «надеваем» на лицо улыбку, выпрямляем спинку, придаем голосу уверенные и бодрые интонации. И чаще всего бывает так, что, вжившись в такую роль, мы действительно «излечиваемся» от своих напастей.

Хотя, я думаю, иногда с детьми можно и поделиться, рассказав им о причине своего неважного настроения или самочувствия. Дети поймут, посочувствуют и, на своем опыте убедилась, - помогут, как могут: изо всех сил будут стараться не шуметь, не отвлекаться, с готовностью исполнять все просьбы своего учителя или воспитателя. Такие моменты сближают, помогая детям лучше понять взрослого, а взрослому - наладить тесный человеческий контакте ребенком.

Педагог-это постоянная неуспокоенность, стремление к духовному развитию, самосовершенствованию.

Педагог-сам вечный ученик. Конечно, все знать не дано никому. Но чем больше узнаешь, тем интереснее жить! И при этом большим ты сможешь поделиться с другими! А не это ли одно из самых главных удовольствий и назначений для педагога - делиться, отдавать свои знания?

Педагог-открыватель. Педагог-музыкант открывает ребенку мир гармонии и красоты музыки, помогает осознать, раскрыть и наполнить собственный внутренний мир маленького человека. При исполнении данной миссии происходит нечто благодатное - педагог каждый раз открывает новое и для себя, ибо смотрит не только своими глазами и душой, но и глазами и душой ребенка. А поскольку дети все разные, то и мир начинает открываться все новыми и новыми гранями, ведь он бесконечен и неисчерпаем!

Конечно, невозможно, открывая ребенку мир музыки, зажечь огонек любви к этому прекраснейшему из искусств, если сам лишен этой любви. Если не ощущаешь душевного дискомфорта, коль в течение дня не смог зарядиться живительной энергией Музыки.

Кажется, Алексей Максимович Горький сказал, что «день, прожитый без книги - это бесполезный день». Уверена, что день, прожитый без настоящей Музыки - тоже бесполезный день. И какое же счастье для Ирбитского музыкального руководителя детского сада иметь возможность наслаждаться встречей с музыкой и замечательными исполнителями «вживую» благодаря концертам Свердловской государственной филармонии, или внимать волшебным звукам в «каминном» зале Музея Уральского искусства, что на улице Володарского! Грех пропускать такую возможность!

Музыковед Свердловской государственной филармонии Наталья Моисеевна Вильнер - вот образец для подражания. Уже много лет не устаю восхищаться ее умением влюблять слушателей в музыку!

И, наконец, Педагог - чрезвычайно счастливый человек! «Портрет» настоящего Педагога, какой я представила, возможно, покажется идеальным. Но разве не на идеал мы должны равняться, разве не обязаны стремиться хоть в чем-то, соответствовать ему, коль выбрали среди множества дорог нелегкий и прекрасный путь педагогической деятельности?