Педагоги › Публичная лекция

Публичная лекция

«Сохранение себя в профессии»
(Как избежать педагогам эмоционального «выгорания»)

Мы много и часто говорим о здоровье наших детей, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального, физического и психического состояния.
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Василий Александрович Сухомлинский назвал ее «работой сердца и нервов, где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил».
Педагог в России всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым. Основным кредо его жизни, основной болью его совести можно считать изречение персидского поэта Сзади: «Да, я - в ладье! Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет?»
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика: педагогическая профессия - профессия здоровьеразрушающая! И главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, жестким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций, повышенной ответственностью за благополучие детей.
Педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, сохранять самообладание и оставаться для детей примером в личностном плане независимо от воздействующих на него негативных факторов. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри все бурлит, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и, значит, негативно сказывается на здоровье.
Но, с другой стороны, разве только психологические причины разрушают здоровье педагога?
Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек!».
Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого - печали и огорчений. Один отдается эмоции счастья, другой - раздражению и унынию. Что держит человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно - главная причина жизненной устойчивости. Существуют, по мнению исследователей, две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых педагогов. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, способствуют возникновению чувства собственной профессиональной непригодности. Для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», « эмоциональное выгорание».
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно, а также «трудоголики», то есть те, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения. Результатом такой деятельности является эмоциональное истощение, изнеможение, негативное отношение к детям, заниженная самооценка,разочарованность, депрессия, психосоматические недомогания.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. Важнейшим ее показателем является уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии педагога.
Человек сознательный, культурный, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
- чтобы не болеть;
- чтобы принимать правильные решения.
Преобладание тех или иных эмоций в жизни ведет человека либо к здоровью, либо к болезни. Надо научиться, в сущности, понятным вещам: противодействовать негативным эмоциям и жить с положительными эмоциями.
Надо, по совету Чарльза Дарвина установить « для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья..., так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
Чтение стихотворения «Сирень» Л.Сорокина на фоне музыки.
В своей педагогической практике мы, дошкольные работники, очень часто используем замечательный прием - «сюрпризный момент». Я решила сегодня не изменять традиции. Если вы отнесетесь к нему со всей серьезностью, то, возможно, он принесет вам хоть капельку удовольствия и снимет накопившееся эмоциональное и физическое напряжение.