Педагоги › Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"

Почему с детишками судьбу связала
Воспитателем, зачем решила стать?
«Воспитателем» - мне сердце подсказало.
Видно, быть с детьми – судьба моя.
Кто сказал, что в детство невозможно вернуться? Именно здесь, работая воспитателем, уже 12 лет я каждый день возвращаюсь в детство и каждый день проживаю его по-новому. Единственное отличие – будучи взрослой, делаю я это осознанно, стараюсь насладиться каждой минутой, каждым ощущением. Постепенно и как-то незаметно, но дети для меня стали смыслом жизни. И находясь в отпуске, я чувствую, что скучаю по ним, мне не хватает их звонкого смеха, рассуждений, баловства.
Многие люди считают, что воспитателем быть просто и даже очень легко. Но на протяжении всех лет работы с детьми, я поняла, что это далеко не так. Многие, с кем я училась в педагогическом училище, связали свою жизнь с чем и с кем угодно, но не с детьми. А воспитателями остались работать единицы, но зато это не случайные люди, а те, кто действительно обладает множеством достоинств и качеств, без которых воспитатель детского сада состояться не может. Я на протяжении многих лет пыталась определить те качества и достоинства, которыми, на мой взгляд, должен обладать настоящий воспитатель. Перед моими глазами были люди, чей стаж работы составлял и двадцать пять лет и тридцать лет и тридцать пять лет. Наблюдая за стажистами и анализируя свои ощущения и переживания, я пришла к выводу, что работать с дошкольниками может тот, кто в душе сам остался ребенком. Кто может баловаться и шалить, может быть искренним и порой наивным, кто не умеет обманывать и хитрить. Наверное, нарисованный портрет нереален, но в моей жизни я встречалась именно с такими педагогами и стремлюсь быть похожей на них.
Мне приятно, что мои воспитанники мне доверяют, ждут от меня защиты, помощи, поддержки. Я научилась по взгляду ребенка утром понимать его настроение, с какими проблемами и заботами он пришел в детский сад. Одна фраза «Здравствуйте, Татьяна Владимировна» может рассказать целую жизненную трагедию. И оказывается так оно и есть. Иришку мама утром заставила надеть платье, которое она не любит и этим испортила настроение! Кирюшу разбудили очень рано, а спать он лег вчера одновременно с родителями и не успел выспаться, тоже состояние капризности, вялости. Андрею вчера в магазине было отказано в покупке большой красивой машины с дистанционным управлением, и поэтому у него сохранилась обида на маму и плохое настроение. И тут мне, как воспитателю, приходится надевать на себя маску Доброй Феи и каждому поднять настроение и помочь забыть утреннее негодование. С кем-то, получается, достичь этого очень быстро – достаточно показать новую игрушку или игру, а на кого-то тратишь половину дня, пока ребенок просто не выспится. Есть ребятишки, кого можно посадить на колени, прижать к себе, погладить и сказать несколько теплых, ласковых слов о том, какой он хороший, чем порадовал меня и тут глазки ребенка веселеют, и все обиды и разочарования проходят. Какую гордость испытываешь в такие минуты! Но не всегда, к сожалению, бывает именно так. У кого-то поссорились родители, у кого-то еще что-то случилось. В такие моменты приходится убеждать родителей помочь пережить ребенку это событие. Ведь для него они папа и мама и делить их он не может, как и не может жить без кого-либо из них. В ответ слышишь от кого-то понимание, от кого-то обиды, а кто-то просто высказался, и ему стало легче. Каждый день работы в детском саду для меня, это своего рода экзамен. В роли экзаменаторов выступают дети. Их вопросы порой ставят меня в тупик и заставляют задуматься над тем – как оказывается, мало мы знает и как много нужно узнать, чтобы рассказать моим воспитанникам о том, как светит солнце, почему мы смотрим глазками, откуда пошел дождь. Когда я не могу ребенку сразу объяснить и ответить на его вопрос, я обещаю, что обязательно узнаю и расскажу. Самое главное – сдержать обещание. Порой приходится непросто найти ответ на их простой вопрос, но я обращаюсь за помощью к литературе, энциклопедиям и Интернету. С нетерпением ждешь момента, когда сообщишь детям о том, что ты узнал и рассказываешь - где нашел ответ и каков он. Какая радость и уважение к тебе, как педагогу, который не обманул, а действительно сдержал свое слово и пусть ребенку это уже и не интересно, но он с огромным интересом тебя выслушает, а если ты его ещё и похвалишь за то, что он тебя спросил именно об этом, и сколько гордости появляется в его глазах.
Недавно один мой выпускник Саша меня спросил: «Вам, наверное, трудно было с нами?». Какой глубокий философский вопрос, но в тоже время наивный и детский. Было и легко и трудно, но в любой профессии, на мой взгляд, бывают взлеты и падения. И я ему ответила: «Мне с вами было интересно, и я с вами вместе узнала много нового и интересного, которое мне и сейчас помогает в работе». За годы работы я поняла, что безвыходных ситуаций не бывает, надо только научиться выдерживать паузы и не давать обещаний, которые я не в силах выполнить. Надо научиться передавать ребенку свою любовь и знания, уметь ставить себя на его место в любой момент, ежесекундно, хотеть учиться и не стесняться говорить о том, что чего-то не знаю детям, они это поймут и оценят. Я горжусь своей профессией. Я горжусь тем, что имею возможность каждый день вписывать в чистые человеческие души строки добра, честности, смелости, ответственности, любви к своему народу и городу, в котором живем. Считаю своей главной задачей – сохранить все замечательное, непосредственное, что с трепетом и любовью вложила в ребенка ее величество – Природа.