ПедагогиШукшина Светлана Александровна › Эссе «Моя педагогическая философия».

Эссе «Моя педагогическая философия».

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту профессию, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям.

Профессию педагога я выбрала ещё в детстве, когда ходила в детский сад. Каждый день, проведенный мною в детском саду, был наполнен радостью, удивлением, прекрасными превращениями взрослых в самых необычных героев из сказок и любимых мультфильмов. Я всегда вспоминаю, как воспитатели и нянечки с заботой и лаской относились к нам, непослушным и шаловливым, тихоням и шустрикам. И уже находясь в детском саду, я для себя поставила цель – когда вырасту, непременно стану педагогом – либо учителем, но лучше всего – воспитателем. О моей мечте знали родители и часто подшучивали: «Что ты будешь делать с такими капризулями, как ты».

Закончив школу, поступила в Ирбитское педагогическое училище и, конечно же, на специальность – «воспитателя дошкольных учреждений». Получив профессию, я пришла работать воспитателем в детский сад «Малышок» раз и навсегда. До сих пор помню этот долгожданный и волнующий день. Перед входом волновалась – смогу ли я применить полученные знания на практике, сумею ли доказать родителям, что они могут на меня смело полагаться и оставлять своих детей не переживая как они себя чувствуют. Но только переступила порог группы, увидела наивные глаза ребятишек, выражающие желание, чтобы о них заботились, чтобы старались научить как себя вести, как правильно одеться и раздеться, как поесть, чтобы не запачкать одежду, я поняла, что я не имею права не оправдать их ожиданий. Оказали поддержку и помощь мои коллеги, которые старались подбодрить, когда что-то не получалось, подсказать, когда чего-то не знала, а главное заинтересовать работой да так, что более 28 лет я с нетерпением жду встречи с ребятишками и коллегами.

Цаплина Тамара Павловна, работавшая методистом на момент моего поступления на работу в детские ясли, понаблюдав за моей работой с детьми, поручила взять шефство надо мной воспитателю Волковой Галине Александровне, которая на тот момент имела большой опыт работы с годовичками. Сначала я испугалась недоверия со стороны администрации, но первый, же день, проведенный с опытным педагогом – заинтересовал меня, и удивил, как может хрупкая молодая женщина перевоплощаться, то в добрую заботливую бабушку, то в хитрую кошечку, то в шустрого зайчика. Я временами ловила себя на мысли, что наблюдаю за ней не как воспитатель, а как ребенок, радуюсь её сказочным перевоплощениям. Как горели глаза детей, все хотели поиграть с героем, пришедшим в гости и рассказать массу интересного. Как поразила меня работа профессионала! Одной фразой, сказанной с разной интонацией голоса она могла заворожить целую группу ребятишек. Позднее она раскрыла свои секреты, которые оказались достаточно простыми – «Малыши реагируют не на слова, которые мы им говорим, а на интонацию, с которой их произносим. Если с любовью и лаской сказать – ребенок радуется, тянется к тебе, если чуть построже, то ребенок насторожится, но нельзя допустить такой интонации, которая могла бы ребенка обидеть и оттолкнуть от воспитателя». Идя вечером с работы, домой прокручиваешь в голове каждое свое слово, каждое движение, вспоминаешь, что было вчера, планируешь то, что будет завтра. Не хочется видеть глубоких и трогательных глаз ребятишек, которых обидели или не поняли того, что они хотели сказать или сделать.

Каждый день, проведенный мною в детском саду интересен и запомнился по-своему. Один день запомнился успехами детей, другой разочарованиями, третий победами моих воспитанников, четвертый - проигрышами, словом – у каждого дня свои ощущения. Это занятие – воспитывать детей, действительно мне «по душе», я стараюсь отдать детям частичку себя, своих знаний, а они в свою очередь всегда с интересом и вниманием слушают меня и с огромной любовью в глазах смотрят на меня, и я счастлива! Сразу забываются все проблемы, все недоразумения, уходят на задний план заботы и огорчения и ты живёшь и наслаждаешься этой жизнью.

Для меня детский сад это целая жизнь! Особенная! С чудесными праздниками, которые мы дарим детям, с добрыми, благодарными глазами родителей, которые могут спокойно работать и не переживать за своё чадо, с умными и творческими коллегами, которые всегда придут на помощь и подскажут как выйти из любой сложной ситуации.

Как приятно, когда находясь в отпуске, встретить своих воспитанников на улицах города и они с криками на всю улицу «Светлана Александровна!» несутся к тебе в объятия и начинают рассказывать о том, что они делали в детском саду, как соскучились и ждут когда выйду из отпуска. Приятно, когда выпускники после занятий в школе спешат в детский сад поделиться своими успехами и, обняв тебя, молча посидеть на стульчике. Высказывание древнего философа Т.Назнанзина «…воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому» глубоко запало в моё сердце и часто вспоминаю эти слова и сравниваю себя с искусствоведом, который ведет экскурсию и рассказывает собравшимся не о произведении искусства, а о будущем Человеке. Хочется подобрать к моим детям самые красивые, самые нежные слова, возможно когда-нибудь из них вырастут Бетховен, Моцарт, Рембрандт. Я считаю себя счастливейшим человеком – у меня есть любимая работа, семья, которая меня любит и ждет с работы, есть благодарные родители и замечательные воспитанники, которые всегда рады встрече со мной! И я сделаю все, от меня зависящее, чтобы это ни когда не заканчивалось.

Хочется вспомнить песню, которую мне кажется, написали про меня:
Каждый день рано утром встаю,
И иду в свой родной детский сад.
Утро дарит мне нежность свою,
Я с улыбкой встречаю ребят.