Рекомендации для педагогов

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно, пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения, упражнения и игры соответствовать диагнозу и возрасту детей.

Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, с нарушением зрения.

- На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием в сторону противоположную заклеенному глазу;
- групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах;
- детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше;
- дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал:
• реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
• игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
• изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
• демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
• размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
• размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Характер учебно-наглядных пособий:

Цвет: оранжевый, красный, зеленый и их оттенки
Размеры: больше 2 см.
Форма: разнообразная объемная
Цвет: желтый, красный, зеленый и их оттенки
Размеры: разнообразные до 2 см (N 3)
Форма: объемная (N 5)
Время проведения: утро, полдень, вечер
Количество занятий в день: 3
Продолжительность (мин): 20-25

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии, при расходящееся косоглазии при отсутствии косоглазия. На расслабление конвергенции. На усиление аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов игрушки стереоскопического типа на локализацию, на стерео приборах