Специалисты рекомендуют › Советы психолога

Советы психолога

Роль рисования

Ранний возраст - время многочисленных экспериментов, где главный исследователь - ребенок. У малыша после года продолжается «роман с окружающим миром», поэтому изучение предметов, игрушек, инструментов, материалов и выполнение всех возможных способов действий с ними очень важны и интересны для него. Он «тестирует» предметное окружение и очень не любит запретов, которые ограничивают его деятельность. Как только ребенок научится манипулировать с одним предметом, он стремится проявить себя, самовыразиться» с его помощью: громко гремит погремушкой или стучит ею по столу, нажимает кнопки на пульте или клавиши на пианино, оставляет следы фломастером или карандашом на бумаге.
Интерес к рисованию появляется на втором году жизни. Малыш пока не знает назначения бумаги, карандашей и красок, но они его очень привлекают. Он мнет и рвет бумагу, возит ею по столу, удивляется, когда на чистом листе появляются цветные следы от маркеров и карандашей. Эта деятельность пока напоминает игру. Этап «пробы пера» и «каракулей» (доизобразительный период) продлится долго и может стать неинтересным для ребенка, если не подключатся родители.
Самостоятельно малыш не научится изображать предметы и явления. Только когда он увидит, как рисует кто-то из старших, ему захочется подражать. Пройдя путь от манипуляции с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности, ребенок начнет рисовать - отображать предметы. явления окружающего мира, фантазировать, создавать образы. Поэтому так важно поддержать этот интерес как можно раньше. И здесь не обойтись без помощи родителей.
Рисование как определенный вид деятельности ребенка включает две стороны: графическую (умения и навыки владения инструментами для рисования и др.) и художественно-образную (узнавание в нарисованном предметов окружающего мира; возникновение ассоциативных образов; изображение предметов по замыслу и т.д.). Эти две стороны взаимосвязаны; развитие одной стимулирует и подталкивает развитие другой.
На первом этапе формирования графических навыков надо дать ребенку возможность самому экспериментировать с изобразительными средствами. Открыв для себя возможность, оставлять на бумаге след карандашом, он начинает делать это при каждом удобном случае: рисует палочкой на мокром песке и снегу, пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте, фломастером на обоях, на полу, углом кубика на мебели и т.д. Интерес к такому экспериментированию появится у малыша независимо от взрослых, без специальной организации этого процесса. Поэтому именно взрослый должен подготовить место и материалы для рисования, показать, как правильно держать карандаш, как набирать кисточкой краску. Скоро ребенок поймет, что делать это удобнее сидя за столом, в специально организованном для рисования месте, имея под рукой все необходимое. А родители могут предложить ему на выбор: печатать на бумаге ладонью, пальцем, губкой, печатками, рисовать карандашами, фломастерами, мелками, смешивать краски и оставлять следы кисточкой на бумаге.
Не следует сразу же учить ребенка создавать образ - пока это рано. У детей, только взявших в руки инструмент для рисования, движения развиваются последовательно.
Сначала ребенок, совершая произвольные движения, черкает карандашом по бумаге и оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки дифференцируются, и каракули становятся более разнообразными: штрихи, точки, сплошные дугообразные линии. Движения руки все больше контролируются глазами. Затем линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются, и появляются зигзаги. В это же время малыш начинает различать каракули и предпочитает одни следы другим, он замирает, внимательно рассматривая и изучая их. Более сложные вращательные (спирали, мотки, увеличивающиеся в размере) движения появляются позже, например круг - после обучения к 2 годам. Координация руки и глаза совершенствуется. Ребенку нужно дать возможность освоить пространство листа с помощью этих доступных ему движений. Нельзя ограничивать его одним листом бумаги. Пусть он рисует на листах разных размеров и разных цветов.
Вторая составляющая процесса рисования - художественно-образная или смысловая. В возрасте от 1,5 лет в детских рисунках с помощью взрослого появляется и рождается некий образ. Дети начинают приписывать следам, оставленным на бумаге, какое-либо содержание, например, видят в них иголку или палку. Назвать то, что нарисовали, они способны с 1 года 9 месяцев. Узнавание предметов, явлений окружающего мира в том, что нарисовано, развивается постепенно. Не у всех это происходит одинаково быстро. Когда малыш вдруг узнает предмет на своем рисунке, он живо реагирует: хлопает в ладоши, радуется, демонстрирует рисунок близким, называет его. Ожидание появления предмета в каракулях заставляет ребенка энергично наносить штрихи, линии, точки и напряженно ждать момента узнавания. Линии могут иметь отдаленное сходство с предметом или явлением, но желание увидеть предмет настолько остро, что малыш в одном рисунке видит сразу несколько изображений. Например, он так говорит о своем рисунке, состоящем всего лишь из нескольких штрихов: «Лужа. Нет, это дождь, дождь идет». Каракули, имею¬щие сходство с предметом, выступают в качестве его заместителя. Слово соединяет графический символ и предмет.
Рассматривая вместе с ребенком его рисунки, мама может сказать: «Это похоже на дорогу. Да, это дорога, по которой мы с тобой гуляем». Малыш, слушая ее объяснение, скоро и сам увидит в линиях нечто большее и будет учиться читать рисунки: круги - колеса, клубки ниток, шарики, солнышко, колобок, мяч; спирали - ветер, дым и т.п. Взрослым необходимо делиться с ребенком своими ассоциациями, учить его воображать и фантазировать


Советы родителям: как организовать художественно-изобразительную деятельность ребенка дома
Привлекайте внимание ребенка к природным явлениям (снег, листопад). Вместе читайте рисунки, объясняйте их. Используйте для этого игровые приемы (по нарисованным ребенком линиям покатайте игрушечную машину или прогуляйте куклу).
Добавляйте к рисунку необходимые детали для придания большего сходства с предметом. Но делайте это очень бережно и только с разрешения и согласия малыша. Пусть ребенок наблюдает за тем, как вы рисуете и обозначаете нарисованное словом. (Некоторые взрослые стесняются это делать, объясняя тем, что всегда плохо рисовали, забывая, что малыши любят любые рисунки, которые появляются у них на глазах.) Рассматривайте стилизованные, несложные картинки в книгах, адресованных детям до 2 лет. Называйте героев и предметы, предложите ребенку показать названный предмет. Спрашивайте: «Что это?», указывая на него. На рассматриваемой странице не должно быть много объектов (для начала не более трех).
Для привлечения внимания к процессу рисования используйте стихи, песни, музыкальные инструменты (например, прочитайте стихотворение про дождь, сыграйте на металлофоне и спойте песенку дождя, нарисуйте вместе с ребенком дождик). Чаше спрашивайте у ребенка, что он нарисовал. Если он пока не может ответить, помогите, сами дайте варианты ответов: «Это снег? Может, это дождь? А может быть, это листики летят на землю?». Малыш обязательно выберет один из ответов или даст свой. Важнее то, что он сам узнал в своих каракулях, а не то, что они напоминают взрослому. Не удивляйтесь, если сначала ребенок назовет один предмет, а через некоторое время в этом же рисунке, в этих же линиях увидит другое: ассоциации, которые возникают у детей этого возраста, неустойчивы (рисовали одно, а получилось и «узналось» другое).
Когда малыш начнет узнавать в своих рисунках предметы ближайшего окружения, он с большим желанием будет браться за карандаши и краски, сам захочет отобразить что-нибудь или кого-нибудь точнее. Игра с образами мотивирует ребенка к рисованию, а это способствует совершенствованию графических навыков. После 2 лет у детей появляется желание не только еще и еще раз изобразить предмет, явление, но и выразить свое отношение к нему. Приобщая ребенка этого возраста к рисованию, помните, что ему необходимо ваше сопровождение в процессе знакомства с красками: показывайте разнообразие вариантов рисования линий, «опредмечивайте» каракули малыша, предоставляя ему все больше самостоятельности. Совместное рисование с взрослым развивает и усложняет творческий процесс. Игры «доизобразительного» периода подготовят ребенка к рисованию: вызовут интерес к процессу изображения, помогут совершенствовать работу руки и развить графические навыки, будут способствовать развитию координации руки и глаза, а также воображения.
Бумага для рисования
Для рисования красками понадобится плотная, пористая, слегка шероховатая бумага, обычно она продается с пометкой «Для рисования акварелью». Для печатания ладошками и рисования кисточкой и красками нужна бумага А4 (альбомный лист) и АЗ (лист в два раза больший); для рисования маркерами, фломастерами и карандашами - бумага в половину и четверть альбомного листа.
Краски для печатания
Сначала детям в возрасте около 1 года предлагают краски, они вызывают наиболее яркие эмоции. Для печатания ладошками и пальцами используйте безопасную, нетоксичную гуашь, которая так и называется «пальчиковая». Это пастообразная краска, она плохо разводится водой, но зато хорошо смывается с рук и отстирывается.
Маркеры, фломастеры и карандаши
После знакомства с красками для печатания предложите ребенку маркеры, фломастеры и карандаши (именно в такой последовательности). Маркер без особых усилий со стороны ребенка оставляет яркий и широкий след. Фломастер имеет более тонкий стержень и заставляет юного художника учиться регулировать силу нажима. Известно, что малыши предпочитают рисовать именно маркерами и фломастерами. Начиная с 1 года 6 месяцев чаще предлагайте ребенку цветные карандаши. Рисование ими требует избирательных действий мелких мышц руки и способствует развитию мелкой моторики. Карандаши нужны мягкие и средней мягкости, шести цветов.
Игры, которые предлагаются далее, можно использовать при рисовании на листе бумаги, а также палочкой на песке, мелом на доске и асфальте, пальцем на запотевшем стекле. Это развивает восприятие и способствует накоплению умений владения разными инструментами.
Для ребенка так важен сам процесс, что он пока не обращает внимания на цвет маркеров, фломастеров и карандашей: с удовольствием заполняет лист бумаги линиями одного цвета. Поэтому ближе к 2 годам взрослому нужно привлекать внимание малыша к разноцветным маркерам, карандашам и фломастерам, называть их цвета.
Кисточки и краски
После того как малыш опробует себя в рисовании маркерами, фломастерами и карандашами, покажите ему, как рисовать кисточкой и красками, - это сложнее. Гуашь нужно подготовить - развести ее водой. Для этого специальной лопаточкой или палочкой немного краски (примерно пол чайной ложки) положите в блюдце или розетку. Несколько раз опустите кисточку в стакан с водой и аккуратно размешайте краску до консистенции густой сметаны. Приучайте ребенка набирать кисточкой краску и убирать лишнюю, отжимая о край розетки. После рисования вместе промойте кисть (банка с водой должна стоять рядом) и осушите ее с помощью салфетки из ткани.
Используйте широкую или круглую кисточку (не менее № 10) с толстой и жесткой натуральной щетиной и гуашь фирмы «Гамма» - она яркая, легко разводится водой и легко смывается.
Специальная одежда
В жаркое время года играть с красками малыш может в трусиках, без рубашки и майки. В остальное время для рисования выделите специальную одежду.
Организация места для рисования
Детям удобнее рисовать за столом. Он должен быть хорошо освещен и покрыт клеенкой. Необходимо запастись влажными салфетками из ткани для очищения рук. Кисточка и карандаши должны стоять в стаканчике или на подставке. Приучайте ребенка не разбрасывать их. Приспособления и место для рисования должны быть привлекательными для малыша, чтобы ему хотелось рисовать.
Можно рисовать, расположившись на полу, или использовать прочный и устойчивый детский мольберт высотой 70-80 см. На него крепят лист ватмана, на выступ с высоким барьерчиком у основания доски ставят баночку с водой и розетку с краской. Работа с красками требует осторожного и аккуратного обращения. Приучайте кроху после рисования все убирать в определенное место.


ПЕЧАТАНИЕ И РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ

Игры с красками для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев
В этих играх инструментами для рисования будут собственные ладони малыша, поэтому их правильнее назвать играми с красками, а процесс работы с ними - печатанием. Однако мы считаем возможным в объяснениях малышу использовать именно слово «рисование».


Знакомство с бумагой и краской
Приготовьте чистый лист бумаги размером АЗ и гуашь одного цвета, желательно любимого малышом. Если вы не знаете, какой цвет ему больше нравится, возьмите любую яркую пастообразную гуашь.
Посадите ребенка за стол. Положите перед ним плотный белый лист. Возьмите его руки в свои и погладьте ими бумагу. Скажите: «Какой белый лист! Какой прохладный лист, гладкий и приятный!». Возможно, ребенок сам захочет провести чистой ладошкой по бумаге, предоставьте ему такую возможность. Скажите: «Мы будем рисовать на этом листе!». Возьмите малыша за запястье правой руки (кисть руки должна быть свободной), опустите его ладошку в блюдце с краской и приложите к чистому листу бумаги - на нем останется отпечаток. Скажите: «Ой, как красиво получается! Твоя ладошка осталась на листе бумаги». Цвет пока называть необязательно, а вот ощущения, которые, на ваш взгляд, испытывает ребенок, называть нужно. Еще раз окуните его руку в гуашь и приложите ладошку к листу несколько раз - на листе окажется много следов. Возможно, малыш потянется к блюдцу с краской левой рукой или сразу двумя руками - позвольте ему это сделать. Пусть шлепает ладошками по листу бумаги и радуется новым ощущениям. Когда рисунок высохнет, покажите его близким взрослым в присутствии малыша, похвалите юного художника.
Знакомимся с границами листа
Первые игры только готовят малыша к «сотворению шедевров». Он знакомится с бумагой и красками, узнает, что у листа есть границы. Возьмите «пальчиковую» краску и лист формата АЗ, окрасьте свою ладонь и оставьте след на нем. Малыш последует вашему примеру. Если этого не происходит, помогите ему окрасить ладошку и отпечатайте ее след. А затем он сам будет оставлять следы на бумаге двумя руками, а вы только подсказывайте: «Вот еще место, шлепни ладошкой здесь! Вот еще пустое место», указывая на свободные места на листе. Так малыш с вашей помощью заполнит весь лист бумаги. В следующий раз можно поставить перед ним два блюдца с красками разного цвета - тогда отпечатки получатся двухцветными. Обязательно хвалите ребенка за проявление самостоятельности.
Полезно вернуться к рисунку, напомнить ребенку, как он рисовал. Поэтому, когда рисунок высохнет, покажите его и спросите: «Кто это рисовал? Это ты рисовал? Как красиво! Как ты рисовал?». Приложите сухую детскую ладошку к отпечаткам на листе: «Вот как ты рисовал! Вот так ты прикладывал ладошки!».
Открытка в технике паспарту
Паспарту - рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) нарисуйте контур яблока, листа дерева, бабочки, машины... А затем вырежьте его.
Дайте ребенку чистый лист бумаги того же формата, немного «пальчико-вой» краски положите на лист. Пусть он размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Положите на лист краску другого цвета. Скоро с вашей помощью лист станет разноцветным и ярким. (Позже ребенок сможет выполнить открытку в технике паспарту с помощью маркеров, фломастеров, кисти и красок.) Скажите: «Смотри внимательно, сейчас будет фокус». На глазах у малыша наклейте паспарту на раскрашенный лист. Он будет очень удивлен и рад, когда увидит цветную, яркую бабочку, машину или листик на белом фоне. Можете фантазировать, вырезая контуры предметов, знакомых ребенку. Получится прекрасная картина! Вы можете оставить ее в вашей коллекции или подарить бабушке, дедушке.
Рассматривайте картинки, называйте их. Повесьте их на стену, и пусть малыш показывает пальчиком на изображенные на них предметы, которые вы называете.
Раскрашивание, или Первые раскраски
Заранее на белом листе (формат А4) нарисуйте черным фломастером или маркером большое круглое яблоко (контур должен быть хорошо виден). Рисунок должен занимать половину или треть листа.
Дайте малышу настоящее яблоко, пусть он потрогает, понюхает его. Комментируйте: «Яблоко круглое, гладкое, красное. Понюхай, как оно ароматно пахнет». Покажите лист бумаги: «Это тоже яблоко. Давай его раскрасим». Направьте окрашенную ладошку крохи на контур яблока. Покажите, как раскрасить его, шлепая цветными ладошками по первой в его жизни раскраске. Подсказывайте, куда еще нужно шлепнуть ладошкой. Если ребенок промахнулся - не отчаивайтесь. Спросите, где яблоко, которое вы вместе раскрашиваете, пусть сам покажет и еще раз оставит след ладошки на нарисованном яблоке.
Когда рисунок высохнет, дорисуйте пальцем или кисточкой стебель и листик. На следующей раскраске, где яблоко будет желто-красным или зеленым, пусть ребе¬нок дополнит рисунок сам, нарисует стебель и листик.
Точно так же можно раскрасить помидор, грушу, апельсин, банан - все то, что любит ребенок.
Когда малыш научится держать кисть и действовать ею, можно раскрашивать нарисованные мамой предметы кисточкой и краской.
Игры с красками для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Отпечаток ладони на листе бумаги те¬перь можно использовать как элемент ри-сунка. Главный художник - малыш, а оформитель рисунка - взрослый. Он до-полняет (своим пальцем, пальчиком ребенка или кисточкой) след ладошки, и на глазах у малыша возникают рыбка, цветок, бабочка, осьминог, ежик. Ребенок с интересом наблюдает за тем, что получается. Узнавание реальных предметов возникает не сразу, а только после неоднократного объяснения взрослого. Со временем малыш, подражая вам, сам будет дорисовывать образы. На первых порах ему легче действовать пальчиком, позже появится желание порисовать кисточкой. Поддержите его, поработайте кисточкой, которую держите вместе. Интерес к процессу оставления на бумаге цветных пятен от ладошек необходимо подкреплять интересом к результату и мотивировкой: «Давай нарисуем ежика или рыбку для бабушки и подарим ей картинку».
К одному и тому же образу можно время от времени возвращаться, предлагая краски другого цвета. Главное, чтобы вы каждый раз предоставляли ребенку все больше творческой свободы и самостоятельности. Обращайте внимание на то, что рыбки, которых вы напечатали неделю назад, и рыбки, которых вы напечатали сегодня, разные. Пусть это увидит и сам малыш! Говорите с ребенком, объясняйте ему, что у вас получилось. Обязательно покажите картинку близким взрослым и в их присутствии похвалите малыша.
Цветок
Покажите ребенку крупный цветок - розу или георгин. Вместе полюбуйтесь им. Скажите: «Посмотри, какой красивый цветок! Потрогай пальчиком лепестки. Вот ножка, на которой он стоит, она называется «стебель». А это листики. Стебель и листики - зеленые. Давай понюхаем цветок. Ах, как он пахнет! Цветок - красный». Только после того, как ребенок увидит, потрогает, тщательно изучит цветок, игрушку или любой другой предмет, его можно рисовать. Положите на блюдце «пальчиковую» краску красного цвета. Лист бумаги (формат А4) положите перед ребенком вертикально. Пусть он сам опустит ладошку в краску, а вы помогите приложить ее к верхней части листа (один или несколько раз -цветок получится крупным, пушистым). Важно, чтобы вы вместе прикладывали ладошку в одно место: «Мы с тобой нарисуем большой красный цветок». Вытрите руки ребенка влажной салфеткой. Скажите: «Смотри внимательно, что я теперь буду делать». Своим пальцем на глазах у малыша нарисуйте вниз от цветка зеленую линию (стебель) и две-три короткие линии вверх от стебля (листики). Скажите: «Я нарисовала стебель и листики, как у нашего цветка в вазе». Обязательно покажите ребенку весь рисунок, восхититесь им. Когда рисунок высохнет, рассмотрите его еще раз. Спросите у малыша, что вы нарисовали вместе с ним, что рисовал он, а что мама. Пусть он покажет, как рисовал ладошкой, прикладывая ее к листу бумаги. Обязательно познакомьте близких взрослых с рисунком ребенка, похвалите его и прикрепите рисунок на стену. Через некоторое время поинтересуйтесь: «Где цветок?». Позже спросите: «Что мы с тобой нарисовали? Правильно, это цветок, красный цветок». Ребенку картина придется по нраву. В следующий раз нарисуйте цветок другого цвета (по усмотрению юного художника). На прогулке обращайте его внимание на клумбы, на цветы в цветочном ларьке, на то, что они разного цвета. Тогда, рисуя, он будет выбирать тот цвет, который ему нравится в данный момент.
Ежик
Перед началом рисования рассмотрите игрушечного, нарисованного или настоя¬щего ежика (если вы находитесь на даче). Обратите внимание ребенка на его иголки, глаза, носик.
Заранее приготовьте краску серого или светло-коричневого цвета. Возьмите лист (формат А4) и расположите его горизонтально. Малыш сам сможет оставить следы ладошек посередине листа, размещая основания ладоней внизу. Помогите ему оставить следы справа и слева от первых, так чтобы основания ладоней совпали. Следы от пальчиков - иголки ежа. Пририсуйте пальцем мордочку более темного цвета и носик-кружок.
Глаз нарисуйте белой краской или белой зубной пастой (ее преимущество в том, что она быстро сохнет). Выдавите немного пасты на чистое блюдце, окуните указательный палец в пасту и нарисуйте небольшой овал. На высохший белый след поставьте темную точку (зрачок). В следующий раз можно нарисовать двух ежей - большого (рисует мама) и маленького (рисует ребенок). А носики и глаза у ежей пририсуйте вместе с малышом.
Внизу нарисуйте оранжевую или желтую дорожку, по которой бежит ежик. Пусть малыш покажет, где у него иголки, глаз, носик. Дайте ежику имя. Придумайте и расскажите про него интересную и понятную историю.
Рыбки
Перед тем как рисовать, покажите малышу игрушечную рыбку, рассмотрите ее изо¬бражение, обратите внимание на живых рыбок в аквариуме. Пальчиком ребенка во¬дите по картинке: «Вот у рыбки глазки, рот, хвостик. Какая красивая рыбка! Она живет - в воде, плавает. А теперь сам покажи, где у рыбки глазки, рот и хвостик».
Лист (формат А3) положите перед малышом вертикально. Помогите ему оставить следы на листе сразу обеими руками. Рыбок много - одни отпечатки ладони будут вверху, другие внизу. Теперь рассмотрите рисунок, расположив горизонтально: «Вот рыбки. Это голова (основание ладони), а вот хвостик (след от пальцев). Только у наших рыбок нет глаз и ртов. Давай нарисуем их пальчиком». Глаза рисуйте белой краской или белой зубной пастой. На высохший овальный след (отпечаток подушечки пальца) поставьте темную точку - зрачок. Малыш последует вашему примеру и нарисует глаз у другой рыбки. Рот (штрих у основания ладони) нарисуйте любой контрастной по цвету краской.
Рассмотрите рисунок вместе. Еще раз попросите ребенка показать, где у рыбок глаза, рты и хвосты. Уточните цвета рыбок, посчитайте их.
Взрослый может дополнить рисунок, пальцем или кисточкой нарисовав водоросли зеленой краской: «Как у рыбок в аквариуме». Может, и малыш захочет вам помочь. А внизу рисунка можно изобразить дно аквариума: подушечки палый в, свои ребенка, по очереди окунаете в коричневую, оранжевую, красную краску и оставляйте ими следы - морские камушки.

РИСОВАНИЕ МАРКЕРАМИ, ФЛОМАСТЕРАМИ, КАРАНДАШАМИ,К ИСТОЧКОЙ И КРАСКАМИ
Обращайте внимание ребенка на предметы и явления, в которых можно заметить движение. Он с интересом будет наблюдать за падающими каплями дождя, снежинками, листьями, движущимися машинами. Сменяемость явлений в окружающей действительности подчиняется определенному ритму и чередованию: светило солнышко - пошел дождь; был солнечный день - наступил вечер. В наблюдениях накапливаются жизненные впечатления, обогащается сенсорный опыт. Ритм этих движений и смену явлений можно перенести в рисунок. Важно, чтобы ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов и явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, обучаясь располагать их на листе.
Повторяющиеся движения несложны, но быстро находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Взрослый подключается к рисунку малыша и вносит конкретное содержание: «Дождик - кап, кап», «Дорога, дорога, вот она, дорога».
Предлагаемые занятия можно назвать ритмизированным рисованием. Рисуйте вместе с ребенком сначала маркерами, а затем фломастерами. Со временем можно предложить карандаши с мягким грифелем, а затем и краски.
Дождик
Вы не раз обращали внимание малыша на тучи, дождь, и он знаком с этим явлением. Предложите нарисовать дождик. Выберите для этого маркер синего цвета. На листе бумаги (формат АЗ) нарисуйте тучи, а затем - отрывистые линии (капли дождя). Малыш с удовольствием начнет подражать вам. Читайте стихотворение. Много в небе серых туч,
И не виден солнца луч.
Дождик-дождик:
Кап-кап-кап.
Мы рисуем:
Так-так-так.
Н. Урядницкая
Если движения ребенка пока робкие, неуверенные, помогите ему: возьмите его руку в свою и оставьте несколько штри¬хов. Он начнет рисовать увереннее, сме-лее. Рисуя, делайте паузу перед словами «кап-кап-кап» и «так-так-так». Со временем малыш будет проговаривать эти слова вместе с вами, а скоро выучит и все стихотворение.
Дорога
На прогулке обратите внимание ребенка на следы, оставленные на дороге, песке, снегу. Скажите: «Мы шли но дорожке и оставили вот такие следы». Покажите следы других детей.
Возьмите несколько листов формата А4 и положите их перед собой и ребенком. Начинайте рисовать дорогу (длинные линии) маркерами или фломастерами любого яркого цвета. Подражая вам, малыш будет покрывать лист линиями. С 1 года 8 месяцев дети способны самостоятельно «заполнить» несколько листов подряд. Не ограничивайте их творчество.
Предложите нарисовать дорожку и следы на ней. Рисуйте и читайте стихотворение. Полоса, полоса
Убегает в небеса.
И по этой по дорожке
Побежали твои (мои) ножки:
Топ-топ-топ.
Н. Урядницкая
При произнесении последних двух строчек маркером того же цвета рисуйте короткие отрывистые линии, которые напоминают следы. Рассмотрите вместе рисунок, спросите: «Где дорога?». Возьмите руку малыша в свою и его пальцем проведите по длинной полоске: «Вот какая длинная дорога! А теперь покажи сам, где дорога. Правильно, вот дорога. Покажи следы от твоих ножек. Как шагали ножки? Топ-топ-топ».
Ребенок тут же захочет дорисовать рисунок или повторить его на другом листе бумаги. Не препятствуйте этому.
Обязательно сопровождайте рисование стихотворением, и тогда со временем ребенок будет договаривать последнюю строчку стихотворения, а затем читать и все стихотворение. Позже он начнет рисовать дорогу и следы фломастером, карандашами, мелками, кисточкой и красками.
Дым
Дети обращают внимание на любые движения в ближайшем окружении. Взрослому нужно вовремя поддержать этот интерес, назвать и объяснить движение, заинтересовавшее малыша. Он засмотрелся на дым из трубы. Скажите: «Это дым. Серый дым. Дома топят печку, чтобы было тепло, чтобы никто не замерз. Когда идет дым - значит, топят печку». Если есть возможность, покажите ребенку настоящую печку и трубу в доме или на картинке.
Ближе к 2 годам дети осваивают вращательные, спиралевидные движения. Они как раз и напоминают дым. Если вы заметили, что у ребенка появились такие движения, подскажите ему, что это напоминает. Прочитайте стихотворение.
Дым, дым,
Серый дым
В небо поднимается.
Дым, дым,
Легкий дым
В облаках теряется.
Н. Урядницкая
Предложите: «Давай я нарисую дом и трубу, а ты - дым из трубы». Рисуя дом любым цветом маркера (дом - квадрат, треугольник - крыша, труба -маленький прямоугольник), объясняйте, что вы нарисовали: «Это крыша, а это труба. Нарисуй, пожалуйста, дым. Откуда он идет?». Когда малыш начнет рисовать дым черным или серым маркером либо фломастером, прочитайте еще раз стихотворение. Рассмотрите вместе рисунок. Пусть ребенок покажет, где дом, крыша, труба, а где дым, который он рисовал. Покажите рисунок близким, а ребенок расскажет им, что нарисовано, что рисовал взрослый, а что он сам.
Улитка
Обратите внимание ребенка на игрушечную улитку или рассмотрите ее в книжке. Если в доме есть настоящая морская раковина, дайте ее малышу. Проведите его пальчиком по спиралевидным линиям и скажите, что это дом улитки.
Если малыш уже умеет выполнять вращательные движения маркером или фломастером и у него получаются спирали, клубочки, увеличивающиеся в размерах, заинтересуйте его: «Ой, а ведь ты нарисовал улитку!» - и дорисуйте ей голову, глазки, рожки: «Посмотри, получилась улитка, точно такая, как у тебя в книжке. Она выглядывает из раковины - своего домика». Помните, что основные действия маркером, фломастером или карандашом и следы на бумаге - работа малыша, а вы осторожно добавляете несколько штрихов и «опредмечиваете» его каракули, придавая им сходство с образом.
Рисовать интереснее, читая стихотворение.
Улитка, улитка,
Улитка ползет.
Улитка Максу (имя ребенка)
Подарки везет.
Рассмотрите рисунок. Спросите: «Где раковина - дом улитки? Где ее голова, глазки, рожки?». Позже он сможет сам назвать все, что нарисовал вместе с взрослым. Возможно, в другой раз на листе бумаги малыш нарисует клубочек и попросит вас дорисовать улитку. Спросите, что нужно нарисовать сначала, а что потом. Порадуйтесь его попыткам самостоятельно высказываться.
А теперь вместе нарисуйте большую улитку - маму и маленькую - дочку. Ребенок второго года жизни находит и выбирает по просьбе большие и маленькие игрушки, поэтому может показать маленькую и большую улитку на рисунке. К концу второго года знакомьте ребенка с понятиями «большой - поменьше - маленький», показывая и называя нарисованных совместными усилиями разных по размеру улиток - папу, маму и детку. Дайте имена героям вашего рисунка. Можно придумать о них короткий рассказ.
Помните: предметы и явления, которые рисует, узнает и называет ребенок, должны быть положительно окрашены в его памяти. Учите малыша читать свои пока еще несовершенные рисунки, узнавая в них явления природы, игрушки и сказочных героев.